БУДЬ ГОТОВ!
- Информация о материале
- Просмотров: 117
Будь Готов!
Парад в нашем обычном представлении, на день пионерии, не проводился. Мы, пионеры те, кто пожелал, приезжали на пешеходную центральную улицу Ленина нашего небольшого, провинциального города и проходили обычным маршрутом демонстрации в честь Первомая или парада седьмого ноября, в день Великой октябрьской Социалистической революции. Наша компания собиралась на площади у областного драматического театра имени Н. Ф. Погодина. Отсюда и начинался наш праздничный пионерский «парад». Нас обычно было человек десять, пятеро из нашего двора, остальные со школы, наши товарищи, мальчишки с окраины. В этот день городской транспорт перевозил пионеров без платно. Все мы были одеты нарядно, в белых рубашках с красными галстуками, а иногда, в холодную погоду, приходилось одеваться теплее.
На день пионерии мальчишки и девчонки, приезжали с разных сторон города и двигались по центру от начала улицы, а тем, кому надо было идти на встречу приходилось идти по тротуарам. Сплошного потока пионеров не было, шли, как и мы, группы мальчишек, реже совместные группы пионеров и пионерок, ещё реже встречались одни девчонки, они чаще были с кем-то из родителей, учителей или старших пионервожатых.
Настроение у меня, да и большинства моих сверстников было отличное! Мы пионеры - Ленинцы справляем свой детский праздник, пионерский выходной. Всем нам родители давали денег на кино, поход в музей и городской парк, а также посещение лучшего в городе кофе «Мороженое», одного из самых любимых мест детворы в нашем небольшом областном центре.
Так праздновал я с друзьями детства «день Пионерии» в четвёртом, пятом и шестом классах, первый же раз это было иначе.
В пионеры детей принимали в конце третьего класса, в день рождения В.И. Ленина, двадцать второго апреля либо в день Пионерии девятнадцатого мая. С первого по третий класс, школа считалась начальной, деление это было условным, так как они были частью восьмилетней или средней школы. Начальные школы были только в отдалённых районах города или маленьких деревушках, где жило мало детей и строить большую школу не было смысла, а дети ездили в ближайшую школу на транспорте, таких школ на наш город было штук пять. С первого по третий класс учился я в школе номер один имени Владимира Ильича Ленина, по месту жительства. У нас была двухкомнатная квартира в четырёх квартирном доме, без удобств и центрального отопления, как тогда говорили в проезде. Двор наш состоял из пяти домов где жило двадцать пять семей. Когда я учился в третьем классе, в феврале месяце, наша семья получила благоустроенную квартиру в пятиэтажном доме, и мы переехали в другой район. Родители решили, что я закончу третий класс в старой школе, а уже в четвёртый пойду в новую, которая строилась в ста метрах от нашего нового дома. Так что, мне, почти половину учебного года, приходилось ездить, по меркам нашего города на довольно приличное расстояние. Когда я пошёл в школу, которая была на углу улиц В.И. Ленина и Октябрьской (названной так в честь великой Октябрьской Социалистической революции), улица Ленина была ещё оживлённой автомобильной артерией, с множеством автобусных маршрутов. А через два года её сделали пешеходной, и она, став красивым пешеходным проспектом, была одним из любимых мест для прогулок горожан и гостей нашего города. Летом утопая в цветах и зелени, с центральным фонтаном на главной площади, зимой всегда очищенная от снега, она тянула меня в свою уютную атмосферу, я любил гулять по ней с детства. Эта любовь пришла возможно в третьем классе, когда мне приходилось ездить в новый дом на автобусе, а для этого надо было пройти от школы до остановки пять кварталов, которые в большом городе уместились бы в один, да и у нас на крупных улицах в два квартала.
Я наблюдал как меняется облик улицы Ленина, как сносили сначала, старые дореволюционной постройки деревянные домишки, а кое где купеческие дома. На их месте возникали современные, чаще хорошо вписанные в городской ансамбль строения. Потом очередь дошла до сноса и сталинских зданий, на месте которых возводили не всегда уместные брежневские коробочки, портящие улицу. Такой, по моему мнению, ошибкой был снос «дома Пионеров», к которому бы лучше подошло название Дворец. Хотя кое какие старые добротные дома и оставались, напоминая об той эпохе, во времена которой они было сооружены.
В моё пионерское время, был ещё старый дом Пионеров, и он запомнился мне своим Величием! На первом этаже располагался огромный холл, переходящий в широкую полностью мраморную монументальную лестницу ведущую на второй этаж, дальше она, уходя в право и в лево вела на третий. Коридоры были широкие с очень высокими потолками различной золочёной лепниной и наглядной агитацией. Здесь размещалась огромная масса различных кружков и секций для занятий по очень многим интересам, хоровой, театральный, народного танца, современного танца, авиамодельный, радиотехнический, робототехнический, ботанический, зоологический, кройки и шитья, шахматный, шашечный, резьбы и выжиганию по дереву, несколько спортивных, все они принимали детвору в свои объятия и «сеяли разумное, доброе, вечное» как завещал великий русский поэт и классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов. В моих воспоминаниях, это всегда наполненное детворой здание приходивших, уходивших, идущих по коридору стоящих в самых разных местах мальчишек и девчонок глаза которых светились от счастья, все мы негромко о чём-то разговаривали, обсуждая какие-то интересные для каждого моменты, делились с друг другом своими маленькими открытиями, говорили о том, что нас интересовало. Вся атмосфера дома Пионеров, была пропитана творчеством, добротой, любовью учителей, наставников и детворы очень многих поколений. Лично мне находиться там было очень комфортно и приятно, возможно потому, что это был наш Дом, где именно мы были полновластными хозяевами. И всё происходящее здесь, делалось для нас и ради нас, детей страны Советов.
Вернёмся же к нашему празднику. Первый приём в пионеры, где принимали отличников, тех кто учился на одни пятёрки, прошёл в день рождения Ильича, я же, как и подавляющее большинство, стал пионером девятнадцатого мая, в день Пионерии. В вестибюле школы, прошла торжественная линейка, где мы прочли клятву пионера и нам повязали красные пионерские галстуки. Уроков в этот день для пионеров не было, и мы пошли кто куда.
Наискосок через перекрёсток от школы в старом дореволюционной постройки двухэтажном здании находился областной музей. Посещали его в основном дети и подростки и мы несколько человек из нашего класса решили начать праздник с его посещения.
Экспозиция первого этажа была посвящена природе нашего края. Здесь рассказывалось о нашем климате, какие растения произрастают в нашей лесостепной области. Какие звери водятся в наших берёзовых лесах и в степях. Некоторые из зверей были представлены в виде чучел на воссозданном ландшафте местности, на одном из уроков природоведения мы были здесь, и гид нам подробно всё об этом рассказал. Так как нас собралось человек около двадцати, были дети из параллельных классов и из других школ, гид, старушка лет около пятидесяти, в детстве люди этого возраста всегда кажутся стариками, начала экскурсию. Нас, мальчишек природа интересовала мало. Мы ждали, когда закончиться первая часть экскурсии и с интересом поглядывали на второй этаж. Там размещались исторические экспозиции, до пятнадцатого века материала было очень мало, шестнадцатый, и семнадцатый века представлены немного больше. А с восемнадцатого века экспозиции становятся более полными и насыщенными большим количеством экспонатов. Всех мальчишек интересовало больше всего всё, что связано с войной, военным делом и оружием. Первым самым ярким экспонатом была настоящая древняя кольчуга и шлем ратника, предположительно относящиеся к средине второго тысячелетия. Лично я всегда с интересом рассматривал эти экспонаты и в этот и в последующие посещения музея.
В тысяча семьсот сороковом году принимается решение о строительстве крепости на берегу реки Ишим. А уже двенадцатого июня в тысяча семьсот пятьдесят втором году был основан город, как военная крепость святого Петра, в Ново-Ишимской оборонительной линии Российского государства на юге Сибири. И начиная с этого времени экспозиции музея становятся всё больше и интереснее. Макет крепости меня тоже интересовал, я всегда рассматривал его и представлял служивых тогда людей, их жизнь и быт. Как и в любом другом музее, чем ближе эпоха к современности, тем больше о ней представлено экспонатов, вещей, оружия, бытовой утвари и бумажных документов. Ружья, сабли и даже пушка, а также форма солдат переносили мои мысли в те далёкие времена. В тысяча восемьсот седьмом году укрепление переименовано в город Петропавловск с присоединением к Тобольской губернии. А уже в тысяча восемьсот двадцать втором году при преобразовании Сибири, Петропавловск причислен к средним городам и стал окружным городом вновь образованной Омской области, а с шестнадцатого апреля тысяча восемьсот тридцать восьмого года сделан заштатным городом Ишимского уезда Тобольской губернии, так как Омскую область упразднили. В тысяча восемьсот шестьдесят восьмом году, четвёртого ноября при образовании Акмолинской области (существовала с тысяча восемьсот шестьдесят восьмого по тысяча девятьсот девятнадцатый годы) с центром в городе Омске, Петропавловск стал уездным городом в этой области. Иногда в пол уха, иногда очень внимательно, я слушал рассказ гида, и разглядывал коллекцию царских денег, прялку, ткацкий «станок» тех далёких времён. Кое-что мне было очень хорошо знакомо, например, швейная машинка марки «Зингер» в экспозиции конца девятнадцатого века, точно такая же была у моих дедушки с бабушкой, очень качественная вещь, в восьмидесятых она была ещё в очень хорошем состоянии и успела послужить лично мне. Больше всего конечно был представлен двадцатый век, век, век фотоаппаратов и кинокамер, век новой истории, нового Социалистического Мира! Так как жили мы тогда в Советском Союзе, потому становлению советской власти в музее было уделено много места. И ведь это действительно было очень интересно, как это происходило, как простые люди с оружием в руках защищали свою власть от белогвардейских интервентов под командованием бывшего адмирала Колчака, а во время гражданской войны английского офицера продавшего свою душонку масонам (об этом советские историки почему-то??? умалчивали), жесточайшего карателя и военного преступника, зверствовавшего в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Десятки тысяч убитых и повешенных, хотя возможно эта число перевалило за сотню, только в Екатеринбургской губернии было расстреляно около двадцати пяти тысяч человек. Гражданская война прошла и через наш город, и потому в музее ей было отведено приличное место. Нас мало интересовало, кто был первым председателем волостного или городского советов народных депутатов, хотя мы слушали гида, и в голове у меня рисовались образы Героев, того времени.
Первые пятилетки, предвоенное время, удивительные успехи Советской власти, всё это нашло отражение в нашем музее. И конечно же для нас мальчишек того времени выросших на военных фильмах была очень интересна экспозиция Великой Отечественной войны. Всё просто, там было оружие того времени. Пулемёт Дегтярёва, автомат ППШ, различные пистолеты и пулемёты, всё это так хорошо знакомое нам по кино, мы могли посмотреть в живую и конечно потрогать, когда гид и смотрители музея этого не видели. Возле этого оружия мальчишки проводили больше всего времени, хотелось потрогать каждый из представленных оружейных экспонатов, ощутить всю его мощь и представить себя в то далёкое и героическое время защитником родины, фронтовиком, отбивающим натиск врага или бегущим с ППШ на перевес в атаку, либо партизаном, бьющим фашистов из засады непременно из пулемёта Дегтярёва, либо пионером, сражающимся за освобождение Родины, как пионеры-Герои Великой Отечественной войны.
Дальше шли разделы послевоенных лет и нашего современного времени. Достижения наших городских заводов, их продукция, хотя это мы видели в своей повседневной жизни и большого интереса, лично у меня это не вызывало. Да и что могло вызвать сильные эмоции после боевого, хотя и «пропиленного» (не пригодного к стрельбе) оружия.
Нам, конечно никто ни сказал ни слова о Тартари, об этой стране мы вообще ничего не знали, и даже не слышали. А ведь наш город, находился именно на её территории, а её столица была, как предполагают современные историки, в городе Тобольске, может потому в нём и построили тобольский кремль?
В этот день на душе у меня всегда было светло и радостно! Какое-то ни с чем ни сравнимое ощущение и именно в день Пионерии. Все, во круг нас улыбались и поздравляли с праздником, ведь это был и их, взрослых, праздник, они тоже когда-то, в детстве, были пионерами и справляли этот праздник советской детворы! Советские люди на тот момент, за исключением разве дедушек и бабушек, в третьем классе вступали в пионерскую организацию и проживали в ней кто три, а кто и четыре года удивительной детской поры.
Что-то конечно в те «застойные» времена было доведено до абсурда и формализма, некоторые мероприятия были просто вредительскими.
Например, в место сбора металлолома, а совместный труд как известно объединяет и сближает, наша учительница, просила папу нашего одноклассника, и он сдавал за наш класс металлолом с предприятия, которым руководил. Говорить о моральной стороне и вовсе стыдно, нам показывали, как дурить, НАШЕ, Родное, Советское государство, первое в Мире государство рабочих и крестьян.
И всё же это были великолепные годы! Годы поиска себя, становления личности, более подробное изучение мира и своего места в нём.
Советская Родина давала нам, детям, всё лучшее. Каждый из моих друзей детства и знакомых в школе, ходили, как тогда принято было говорить, в несколько секций. Для мальчишек это конечно же борьба, бокс, САМБО, футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, все виды лёгкой и тяжёлой атлетики, везде нас ждали, во всех секциях нам были рады, только занимайся. Нас водили на экскурсии в дом Пионеров, на станции юных техников и юных натуралистов, везде рассказывали какие у них есть кружки и приглашали, приглашали, приглашали. И было это всё без какой-либо оплаты, это финансировало государство, заинтересованное в раскрытии творческого потенциала каждой юной личности.
После музея, следующим в нашей программе, при тёплой погоде, было посещение городского парка культуры и отдыха. Там уже работали все аттракционы и были открыты летние кафе. И детвора веселилась вдоволь.
Из парка мы обязательно заходили в кафе под названием «Мороженное». Там всё было очень вкусным, мороженное сливочное, шоколадное и пломбир с различными добавками варения, джемов, сиропов, шоколадной и ореховой стружкой, всевозможные виды пирожного здесь были представлены в наибольшем ассортименте. Молочный коктейль, несколько видов лимонада и большой выбор натуральных соков, яблочный и яблочный с мякотью, виноградный и томатный, персиковый и абрикосовый, сливовый и вишнёвый, грушевый и берёзовый всё это было обычным для того времени, они продавались во всех детских кафе. А во всех продуктовых магазинах минимум шесть наименований соков, продавалось на разлив, стоили они от десяти до восемнадцати копеек, за эти малые деньги каждый малыш и взрослый мог получить стакан натуральный витаминов. Единственный недостаток, детворы в кафе собиралось много и приходилось стоять в очереди минут по пятнадцать-двадцать, но сладости того стоили.
И завершающим в этот праздник был поход в кино. Ежедневно в областных газетах печаталась афиша кинотеатров и клубов города, в каждом из которых на дневных сеансах шли разные детские фильмы, и программа телепередач. И мы могли выбрать какой из фильмов посмотреть в кино, а какой можно будет увидеть по телевизору.
В день, когда я стал пионером, домой, я, вернулся уже вечером, около шести часов. Переодеваться как обычно, не стал, хотелось походить в галстуке подольше, а когда придут родители, что б увидели, я ПИОНЕР! По второму каналу (тогда было всего два центральных и один местный) шёл фильм «Улица младшего сына» и я включил телевизор. Он рассказывал о подвиге Володи Дубинина, Пионера, геройски воевавшего с фашистками, и погибшего при разминировании Керченских каменоломен.
Мама возвращалась домой около семи, папа приходил с работы позже, тройной звонок в дверь, оповестил, что пришёл кто-то наш. Открыв дверь, я увидел торт у неё в руках.
- А, что за праздник у нас сегодня? – торты мы покупали, на дни рождения и праздники.
- Тебя, приняли в пионеры, сегодня день пионерии, и по случаю этого праздничного дня я купила торт! Попьём чайку с тортиком! – улыбнулась мама.
Пока она грела ужин, я стал расспрашивать, о её приёме в пионеры. Это происходило так же, девятнадцатого мая, у них всех, кто был достоин, тогда принимали в один день. Принимали в школе на линейке третьих классов. На левой руке, согнутой в локте на уровне груди, весел отутюженный галстук, все школьники повторяли клятву пионера, за старшим пионервожатым. По окончании, галстуки им повязали шестиклассники, и спрашивали, отдавая пионерский салют*, «К борьбе за дело Ленина-Сталина «Будь готов?», в ответ отдавая салют, отвечали «Всегда готов!».
Вечером, когда вернулся с работы папа, он, увидев у меня на груди красный галстук, улыбнулся и поздравил меня с приёмом в пионеры!
- Папа, а когда тебя принимали в пионеры, какой вопрос задавали, в борьбе за дело Ленина «Будь готов» или по-другому?
- Нет, сынок, тогда у нас было дело Ленина-Сталина, ведь Иосиф Виссарионович Сталин, был учеником, соратником и продолжателем дела Великого Ленина! Тело Сталина, после смерти положили в мавзолей к Ленину, как выдающегося человека в истории нашей страны. Он принял нашу Родину с сохой*, а оставил потомкам Великую ядерную державу! В тысяча девятьсот пятьдесят шестом году на двадцатом съезде, мерзавец Хрущев в конце оболгал Сталина, сделав доклад о так называемом «Культе личности» и сразу же закрыл съезд. А тридцать первого октября тысяча девятьсот шестьдесят первого года, ночью как вор, организовал вынос тела Сталина из мавзолея и захоронил на красной площади. Подрастёшь, поговорим об этом подробнее, - закончил свой ответ папа.
На тридцатилетие Победы в Великой Отечественной войне возле нашего дома, а значит и рядом со школой установили памятную стелу, в честь этого юбилея. Памятник был как раз на полпути к школе и находился у перекрёстка, через который я туда ходил. Собранный из нержавеющих труб трёхгранник, взмывал в высь на десяток метров и по его граням в разные стороны разместились три двухсторонних плаката в металлических рамах и рисунками посвящёнными Великой Победе! Вся композиция была огорожена низким заборчиком с четырьмя входами и была приподнята над землёй сантиметров на семьдесят. На склонах росли цветы, а к памятнику вели небольшие лестницы.
Здесь принимали в пионеры детвору из нашей школы, и я стал одним из тех шестиклассников, что повязывали галстуки юным пионерам.
И передавая эстафету следующим поколениям, я отсалютовал, задав вопрос:
- К борьбе за дело Ленина, «Будь готов»?
В ответ пионер, отдавая салют, ответил:
- «ВСЕГДА ГОТОВ»!!!
Урал-Камень.
21.05.2024г. (7532л.)
* Пионерский салют отдавался правой рукой, согнутой в локте в лево и вверх, на уровне лба.
* Соха – деревянное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.
Финансовая поддержка проекта
Яндекс кошелек
|
Банковская карта
|