Пятачок. Дело было весной. Я тогда учился в начальной школе. У нас дома был ремонт, и мы жили у дедушки с бабушкой. От дома до школы ходу, было, минут около двадцати, а к бабушке нужно ехать из центра на край города, аж семь остановок. В тот день мне как обычно выдали деньги два пятака на проезд в автобусе в школу и обратно. В семидесятые годы прошлого века в Советском союзе было девять монет. Из них копейка две, три, пять были «жёлтенькие». На копейку можно было купить коробку спичек или стакан газировки без сиропа, столько стоила и газета «Пионерская правда», остальные газеты стоили от двух копеек и выше. Две копейки стоил звонок с городского телефона автомата и большой карманный коробок спичек, прозванный в народе «шифоньер», а так же двенадцати листовая школьная тетрадь. За троячок можно было выпить стакан газированной воды с сиропом, купить самую дешёвую булочку и восемнадцати листовую тетрадку. Пятак стоил проезд на автобусе и троллейбусе у нас в городе, хотя в Москве поездка на трамвае стоила три копейки, а в троллейбусе четыре. «Беленькие» монеты выпускались номиналом десять, пятнадцать, двадцать и пятьдесят копеек и девятая - железный рубль. Десять копеек стоил детский билет к кино. Мороженое «эскимо», продавалось по одиннадцать, «шоколадное» по пятнадцать, а «пломбир» по двадцать копеек. На полтинник, можно было сходить в кино, купить стакан самого дорогого виноградного сока за восемнадцать копеек и пирожное за двадцать две копейки. Рубль же был для детворы тогда почти целым состоянием. Я, благополучно добрался до школы и, раздевшись, направился в класс. Первые два урока всё было нормально, а вот на третьем мы с моим соседом по парте Валеркой вместо учёбы, тихонько шептались. От безделья, кто то из нас достал из кармана пятикопеечную монету, это же сделал второй и мы, начали с ними баловаться, да так заигрались, что обратили на себя внимание учителя. Она забрала у нас монеты и велела подойти за ними после уроков. Но по окончании уроков мы, с Валеркой забыв про деньги, побежали в раздевалку и, одевшись, выбежали из школы. Свобода улицы манила нас всегда, здесь за пределами школы каждый из детей был более раскован и естественен. Выходя из школы, мы снимали маску ученика и надевали каждый свою более комфортную и удобную. Остановка, где останавливался нужный мне автобус номер семь, была прямо перед школой, но я Валерка и ещё пару одноклассников прошли мимо, болтая о разных интересующих нас в то время вещах. Наша школа граничила с городским парком, куда мы частенько заглядывали. Вот и в тот день, остановившись у центрального входа в парк, стали думать куда сходить. Одним из наших любимых мест в парке была смотровая веранда, место, которое детвора называла «пушкой». Это было круглое сооружение из природного камня метров восьми в высоту, на половину засыпанное землёй, сверху накрытое металлической верандой метра четыре в диаметре с расположенными по кругу скамейками. С насыпи в веранду вела расположенная вдоль каменной кладки лестница. Пушкой это место называлось потому, что в каменную стену была вмонтирована настоящая чугунная пушка, стрелявшая, когда то ядрами. Город наш ведёт свою историю с крепости, основанной казаками во второй половине восемнадцатого века. Валерка предложил пойти туда. Это не входило в мои планы, и я отказался, сославшись на то, что мне ещё далеко ехать, вернулся на остановку. Минут через пять подошёл автобус. Сев в него я автоматически потянулся в карман за деньгами и только не найдя их вспомнил, пятачок остался у учительницы. Я на какое то время растерялся, и автобус проехали одну остановку, обычно за это время пассажир должен оплатить проезд, даже котроллеры принимали оправдание, «сел на прошлой остановке, не успел купить билет» и позволяли расплатиться, не требуя штрафа. Мысль, что делать, пульсировала у меня в голове, ведь я первый раз в своей жизни ехал «зайцем», так называли безбилетников. Стоя у двери, даже не поднимая глаз, я знал, над дверью написано «СОВЕСТЬ ПАССАЖИРА - ЛУЧШИЙ КОНТРОЛЁР», там же рядом, либо где то в другом месте была ещё одна надпись «ЗА ПРОЕЗД БЕЗ БИЛЕТА - ШТРАФ 50 КОПЕЕК». Пару лет назад, папа взял меня с собой на работу, он работал водителем автобуса в городском автобусном парке. Там я познакомился с дядей Мишей, который работал вулканизаторщиком, заклеивал камеры автобусных колёс, так же в его обязанности входило паять радиаторы охлаждения, и ещё он выполнял мелкие малярные работы. В тот день, из капитального ремонта пришли два автобуса и дядя Миша готовил их к работе, нужно было написать на задней части автобума краской государственные регистрационные номера и сделать надписи в салоне. Как большинство мальчишек, я любил технику, и всё мне было интересно. Папа ушёл в контору, а я остался помогать дяде Мише, конечно, помощью назвать это было сложно, хотя я как мог, старался быть полезным. Надписи наносились краской из краскопульта через трафареты цифр и букв. Он брал одну цифру, прикладывал её к кузову автобуса и включал краскопульт, несколько секунд и первая цифра нанесена. Я брал следующий трафарет, подавал ему, забирал написанный и отходил в сторону, что бы ни вымазаться распыляющейся краской. Так как я не знал цифры и не умел читать, дядя Миша сложил мне трафареты по порядку, как ему надо было. После написания номера, он нанёс надпись из раздела безопасности дорожного движения «соблюдай дистанцию» и мы перешли в салон. Там над передней и задней дверями надо было написать ту самую надпись «СОВЕСТЬ ПАССАЖИРА – ЛУЧШИЙ КОНТРОЛЁР». В то время в некоторых автобусах работали кондукторы, продававшие билеты пассажирам, другие были оснащены кассами, где можно было приобрести билет самостоятельно. Были в штате автопарка и контролёры, которые ездили как правила по двое, их задача состояла в том «ловить зайцев» на разных маршрутах. Они вместе с пассажирами стояли на остановке, когда подходил автобус, контролёры вставали у дверей и проверяли билеты у выходящих, затем садились в автобус и уже по ходу следования проверяли наличие билетов у остальных пассажиров. - Дядь Миша, а что тут написано? - Поинтересовался я. Он прочёл мне надпись. - А что это значит? – мне всё было интересно. - Совесть это честность, правдивость. Жить по совести, значит жить честно, без обмана. Если человек не оплатил проезд, значит, он обманул везущего его водителя, который получает заработную плату в зависимости от выполнения плана, наше предприятие, а автопарк у нас государственный значит, обманул и государство, а государство у нас народное значит, он обманул наш Советский народ. Коли у человека есть совесть, то за совершённый им плохой поступок, за обман ему будет стыдно. Хотя есть в нашей стране большинство людей честные и порядочные люди, но ещё граждане без совести, их очень мало, но они есть, и им не стыдно. Про таких людей говорят ни стыда, ни совести. И вот эти надписи напоминают некоторым людям об их совести, ну если конечно она у них есть. – Дал подробный ответ дядя Миша. В это время подошёл папа и, поняв о чём речь, заметил: - Жить надо по совести, так меня научили мой дед и отец, а я обязан вырастить тебя честным совестливым человеком. Что бы ты ни позорил наших предков, наш Род, наш народ. - Так получается, если все будут честными, то и контролёры будут не нужны? – Сделал я логичный вывод. - Конечно, на заводах у высококлассных специалистов, есть личное клеймо, - привёл пример отец. - И ОТК, отдел технического контроля, заводские контролёры, не проверяет детали, сделанные этим людьми. Что бы его получить нужно, работать без брака, определённое время. - А на втором трафарете что написано? – Спросил я уже у папы. - «ЗА ПРОЕЗД БЕЗ БИЛЕТА – ШТРАФ 50 КОПЕЕК», - ответил он, и пояснил, – вместо пяти копеек за проезд можно отдать в десять раз дороже, если контролёр поймает «зайца», а если тот откажется платить его могут сдать в милицию, где на безбилетника составят протокол о правонарушении и всё равно придётся оплатить штраф. Пока я вспоминал всё это, мы проехали ещё одну остановку. Мне стало стыдно, я еду зайцем. А вдруг контролёры, и люди в автобусе подумают такой маленький и уже без совести, надо будет платить штраф, а денег нет, и меня увезут в милицию, там поинтересуются, где работают родители, сообщать на работу папе и ему будет стыдно за меня, за то, что он вырастил нечестного сына. Тогда я ясно понял, что такое стыд, он жёг меня изнутри, создавал дискомфорт, и мне хотелось поскорее избавиться от этого чувства. Как быть? Как быть??? Что делать? Сейчас будет третья остановка, мне останется проехать ещё четыре. Что делать? Выйти из автобуса и идти пешком? На улице уже смеркалось, а идти приличное расстояние. Как поступить? Вот и остановка. Мучится ещё четыре остановки? Терпеть это ещё минут пятнадцать или двадцать? Открылись двери, я выскочил из автобуса как ошпаренный, и о чудо мне стало так легко, так комфортно. Поняв, что решение было абсолютно правильным, я со спокойной душой зашагал пешком к деду с бабушкой. Конечно, никто бы меня не оштрафовал и ни высадил с автобуса, тем более, вечером. И на работе у папы, даже если бы узнали, конечно, и в мыслях не допустили обвинить меня в отсутствии совести. Мальчишка, забыл забрать деньги, с кем не бывает. Но тогда я этого ни понимал и шагал бодрой походкой, не смотря на то, что идти мне предстояло минут сорок пять, если не больше, зато шёл я с чистой совестью. Урал – Камень. 16. 02. 2021г. (7529л.)

Финансовая поддержка проекта

Яндекс кошелек

№ 410013340913475

 

Банковская карта

№ 2202 2021 7203 4526