Летуны. Из воспоминаний ветерана. Дело было в Кабуле. Разведывательной роте, где он служил, была поставлена задача, для выполнения которой командир выделил их отделение. Им предстояла переброска на вертолёте МИ – 8, к месту выполнения операции. Ждать оставалось не долго. Они собрались, каждый ещё раз проверил свой боекомплект и в ожидании команды на погрузку, травили байки возле вертушки. Не зря есть русская пословица «труднее всего ждать и догонять», минуты ожидания тянутся долго. В каждом подразделении есть свой балагур, который в такие минуты расскажет припасённую где- то в глубинах подсознания весёлую историю или комический случай из жизни, а то и тут же на ходу им сочинённую небылицу. Бывало, сей сказ слышался ими и до этого, пусть даже и так, всё лучше, чем сидеть в тишине. У них в отделении таким балагуром был старший товарищ Володька, сам себя так нарёкший, потому, как призван, был на четыре года позже своего возраста и на самом деле бывший самым старшим по возрасту в их отделении. Высокий и атлетически сложенный, смелый и отчаянный в бою, он в такие минуты был душой компании. И сейчас рассказывал о своём походе в женское общежитие трикотажной фабрики. Команда на построение прервала его повествование. Командир роты ещё раз повторил задание, и как обычно закончив словами: - Желаю всем, вернуться живыми и здоровыми, – проводил нас на посадку. Почти сразу после взлёта, по вертушке, в которой они летели, из каких-то дувалов* или заброшенных домов начал стрелять ДШК*. Высота была метров двести, при убойной силе пулемёта в три с половиной тысячи метров, это было очень близко. Ни кто из отделения и экипажа не пострадал, но был перебит топливопровод и под давлением насоса, керосин заливал, солон вертолёта. Двигатель начал работать с перебоями, а потом вертолёт заглох и начал падать. Все они знали, что значит, падение вертолёта с такой высоты и потому лица у всех были серьёзные. В это время из кабины вышел штурман-стрелок и начал открывать дверь вертолёта. Сзади у него весел парашют и дурная мысль мелькнула у него в голове, «неужели спрыгнет»? Почему дурная, потому-что за неё очень скоро ему стало стыдно. Открыв дверь, вертолётчик повернулся к ним и сказал: - Теперь точно при падении не заклинит. Кто хочет, может прыгать сейчас. Если повезет, и мы удачно упадём, то тогда «полундра», спасайся, кто может, выбраться вам будет легко, - развернулся и ушёл в кабину. Они слышали, как пилот пытался запустить мотор, скорее всего экипаж, делал ещё какие то действия для спасения машины, пытаясь направить её на самую безопасную для приземления площадку и смягчить посадку. Воспоминаний никаких не было, все его мысли были направлены на то, как выжить при падении. И о чудо, в какой-то момент, перед самой землёй, лётчикам удалось запустить мотор, хоть и ненадолго. Именно это уменьшило скорость падения, и спасло всех, кто был в вертолёте! Он сгруппировался и ждал удара о землю, который не заставил себя долго ждать. Им повезло, вертолёт падал не вертикально в низ, а по дуге, и внизу оказалась площадка с глинистой почвой, что смягчило падение. Шасси вертолета, приняв на себя основной удар, разлетелись, винтами отрубило хвост, под ними сломались пластиковые сидения. Запасной топливный бак с керосином подпрыгнул и ударившись об потолок полетел на них. Они все как по команде поймали его ногами, и как в цирке балансируя, придерживали, пока он не укатился в разбитую рампу. Вертолёт загорелся, и бойцы его быстро покинули. У него, да думаю и у всех болела спина от удара об корпус вертушки, ну это же были такие мелочи. Все они были живы и почти здоровы! Вертушки Ми – 8 и Ми – 24, были для них, воевавших в Афганистане ангелами неба, прикрывавших их своей боевой мощью. Не раз вертолётчики, вытаскивали наших воинов из таких передряг, когда не было надежды остаться в живых. Летуны вывозили из пекла, спасая жизни ему и его товарищам, кого-то живыми и невредимыми, кого-то трёхсотым*, ну а кому ни повезло, того грузом двести*. Ему пришлось пройти многие высадки с вертушек, и в горах и на склоны и прыгая с небольшой высоты. Однажды им пришлось десантироваться на огрызающийся огнём караван с оружием, а духи*, лёжа на спине, били по ним автоматным огнём. По бронированному полу градом стучали пули, кололись блистеры*, а они под эту «музыку» готовились к высадке. Подошли двадцать четвёрки, прозванные «крокодилами» и мощным огнём прикрыли их. Сев удачно, без потерь, они выполнили приказ и уничтожили караван. Он прекрасно помнил, бой зимой тысяча девятьсот восемьдесят четвёртого года по захвату базы душманов в Алихейле. Там он был тяжело ранен. И его одного, теряющего сознание, истекающего кровью, сослуживцы загрузили в вертушку. Быстро доставив в госпиталь, вертолётчики спасли ему жизнь. Очень много раз «крокодилы», поддерживали их своей огневой мощью в самых разных, в том числе и критических ситуациях. По сути, спасая жизни наших бойцов. Для духов же, Ми- 24 были как летающие танки, уничтожавшие противника и надёжно защищавшие Советских воинов. Рискуя жизнью практически при каждом вылете, вертолётчики с честью выполняли свой воинский долг. В Афганистане были сбиты около трёхсот боевых машин. Каждые восемь из десяти это были вертолёты, и ему не был известен ни один случай, когда экипаж, бросив пассажиров, спрыгнул с парашюта, хотя все летчики их имели. Они эти герои, как и в описанном выше случае, до последнего, боролись за живучесть машины, стараясь спасти перевозимых ими воинов, и в случае неудачи, платили за это жизнью… ЛЕТУНЫ АФГАНА ПОКЛОН ВАМ ОТ РАЗВЕДЧИКОВ, ДЕСАНТУРЫ, ПЕХОТЫ И ВСЕХ ВОЕВАВШИХ в ДРА!!! ДОЛГИХ ЛЕТ ВАМ ЖИЗНИ!!! ВЕЧНАЯ СЛАВА И ЖИВЫМ И ПОГИБШИМ ГЕРОЯМ!!! СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ТЕМ, КТО БЫЛ СБИТ И ПОГИБ!!! • Дувал - Дувал это забор. Но в Афгане, советские солдаты дувалом называли всю постройку и дом и сараи и заборы. Всё это в одном значении называли дувал. • ДШК – Крупнокалиберный пулемёт Дегтярёва Шпагина. • Трёхсотый, груз триста – раненный военнослужащий. • Двухсотый, груз двести – убитый военнослужащий. • Духи, душманы – боевики, воевавшие против законной власти Демократической республики Афганистан и Советских войск. • Блистер - обтекаемый выступ на фюзеляже вертолёта. Урал – Камень. 23. 02. 2021г. (7529 л.)

Финансовая поддержка проекта

Яндекс кошелек

№ 410013340913475

 

Банковская карта

№ 2202 2021 7203 4526