Приехали, здравствуйте. (Из серии дачные рассказы.) На дачу мы ездили на машине, и для меня это было ещё одним интересным занятием. Папа, будучи очень хорошим водителем, шофёром первого (высшего) класса, начал учить меня водить автомобиль лет с трёх или четырёх, тогда он брал меня к себе на колени, и я только управлял рулевым колесом, под его контролем. Впервые самостоятельно за руль он меня посадил в шесть лет в чистом поле. Настоящая же моя учёба началась после четвёртого класса, когда папа устроился мастером производственного обучения по вождению, в автомобильный учебный комбинат, который находился рядом с нашим домом. Началось лето, я был на каникулах и пришёл на работу к отцу. Он собрал своих первых курсантов в учебном автобусе КАВЗ – 651 на автодроме и начал их инструктировать, а я сидел и очень внимательно слушал, запоминая каждое его слово. Закончив инструктаж, папа начал пробную обкатку каждого курсанта. К тому, что произошло дальше, можно применить русскую поговорку, «первый блин комом». Очередной ученик начал перед поворотом притормаживать, но нога, соскользнула с педали тормоза на педаль газа. Отец успел отреагировать, нажав на дополнительную педаль инструктора, а она сломалась, и автобус, набирая скорость, врезался прямо в столб забора. Первый учебный день закончился погнутым буфером и пробитым радиатором. Радиатор запаяли, буфер выпрямили, педаль починили, а у папы, обучавшего ещё семь лет курсантов, не было ни одной аварии и его портрет весел на республиканской «Доске почёта». Я же продолжил своё обучение сначала самостоятельно, используя заглушённый автомобиль как тренажёр, а позже начал договариваться с хорошо ездившими курсантами, дать мне потренироваться в отсутствии отца. Но всё тайное, рано или поздно становиться явным, так было и в моём случае. Папа отправил ученика на автодром, и он, доверив мне управление автобусом, сел рядом. Не успел я проехать полный круг по автодрому, как вернулся отец, его отправили с бухгалтером в банк. Я думал, папа будет ругать меня, а вместо этого услышал: - Так, значит ездишь. Теперь мне понятно, почему ты постоянно бываешь на автодроме. А ты правила дорожного движения знаешь? - Не все. Хорошо только дорожные знаки выучил. – Опустив глаза в пол, ответил я. - Хочешь ездить, выучи правила, сдай мне «экзамен», а потом езди без меня, и то только по автодрому, и первое время, только с опытными курсантами, - озвучил своё решение отец. Поняв, что у папы хорошее настроение, я осмелился и задал вопрос: - А можно, я расскажу тебе все правила, какие нужны для езды по автодрому, а потом буду ездить, учить и сдавать остальные? - Можно. - Согласился папа. К тому времени, о котором идёт речь, я уже хорошо водил автомобиль. Папа доверял мне ездить не только по просёлочным дорогам, но и по трассе. А когда, на нашем «Москвиче» мы ехали на дачу, выехав из города он давал мне вести машину до самой дачи и обратно, стараясь использовать это в качестве поощрения. Возвращались с дачи, отец говорил мне, где остановиться и пересаживался за руль. Он знал, что я хорошо проеду и по городу, но опасался автоинспекторов, которые иногда стояли на пути нашего следования. Бывало, он молчал, а я ехал, не задавая вопросов до самого дома. В таком случае, въезжая во двор, мне хотелось, чтобы там было как можно больше мальчишек, перед которыми я смог бы покрасоваться. Меня переполняло чувство гордости, весь мой вид показывал, смотрите, как я хорошо умею водить автомобиль! В этот раз было то же самое, я ехал, а папа молчал. На нашем пути был всего один светофор и, если бы я прибавил газу, когда заморгал зелёный свет, всё могло быть иначе. Я же, выключив передачу начал притормаживать и остановился еще до жёлтого сигнала светофора. Можно было проскочить, но я старался вести машину не торопясь, соблюдая правила и стиль вождения отца, который всегда ездил очень спокойно, без превышения скоростного режима. У меня даже как-то закралась мысль, а умеет ли папа ездить по городу на большой скорости? Как, оказалось умел, и очень хорошо, я видел это всего однажды. Куда он торопился, я не помню, запомнил только, что ехал он по городу на учебном автобусе со скоростью девяносто, а иногда и сто километров в час, как-то поймав «зелёную волну» и умело маневрируя между автомобилями. Мы стояли на светофоре в правом ряду, а слева быстро подъехала машина и резко затормозила. Я толи почувствовал, толи увидел боковым зрением, что это автомобиль ГАИ и медленно повернул голову в лево. Так и есть. Видимо по профессиональной привычке сотрудник государственной автомобильной инспекции, сидевший на пассажирском сидении, повернул голову в мою сторону. Я видел, как у него от удивления расширились глаза. Он, конечно, сразу понял, за рулём подросток и конечно без водительского удостоверения. Старший лейтенант, глядя на меня сказал, что-то напарнику и тот, подавшись вперёд, посмотрел на меня и подтвердил предположение сослуживца. - Ну вот, приехали… - толи пошутил, толи огорчился папа. Старший наряда, жестом указал мне остановиться за перекрёстком, а водитель патрульной машины резко рванул вперед, не дожидаясь разрешающего сигнала светофора и приняв вправо, перегородил мне путь, остановившись сразу за пешеходной дорожкой. - Пап, мне, что останавливаться прямо на «зебре»? - Обгони их и прими вправо, - посоветовал отец. В это время старший лейтенант уже вышел из патрульной машины, и мой манёвр вызвал у них замешательство, удивление и даже какую-то растерянность. Видя это, отец рукой показал наш манёвр. Я объехал их и остановился. - Старший лейтенант Васильев, предъявите документы. – Обратился он ко мне. Что я мог ему показать? Только документы на наш «Москвич», их я ему и протянул. - А где ваше водительское удостоверение? – Прозвучал резонный вопрос. - Вот мои права, а за рулём мой сын… Я работаю инструктором в учебном комбинате, - мы находились рядом с ним, и папа показал рукой в ту сторону, - обучаю сына вождению… - У вас машина не оборудована дополнительными педалями и нет знак «У», - тут же отреагировал инспектор. - Вы с какого ГАИ городского или районного? – поинтересовался папа. - С Куйбышевского районного, - Ответил старлей. - Я там у вас дежурю, хорошо знаю вашего начальника майора Середу, - пытался, как-то решить вопрос папа, - у меня и удостоверение на право обучения есть. - Ладно, через сорок минут подъезжай в районное ГАИ, там поговорим. – Положив папины права к себе в карман, сказал инспектор. Дома папа взял удостоверения дружинника и мастера производственного обучения, и мы поехали в ГАИ. Там после недолгих разговоров, папа заплатил штраф на месте, за отсутствие знака «У», в размере десяти рублей и ему вернули права. На обратном пути, я поинтересовался у отца, - Папа, почему в Америке права дают в четырнадцать лет, а у нас в восемнадцать? Почему права на мотоцикл дают с шестнадцати лет, а на автомашину с восемнадцати? Ведь ты же сам называешь мотоциклистов без люльки «смертниками», и езда на мотоцикле намного опасне, а им можно на два года раньше получить права? - Удостоверение водителя ты можешь получить и в шестнадцать, и в семнадцать лет, только в особых отметках поставят запись, что действительны они с восемнадцати лет, - попытался ответить папа. - Дают то дают, только ездить по ним нельзя, это всё равно, что нет прав. Лично я считаю, надо давать права на автомобиль с шестнадцати лет. – Продолжил я диалог, - думаю, это было бы справедливо. - Тебе и шестнадцати то ещё нет, - улыбнулся отец. - Скоро будет, через месяц. А ты выдал бы мне права в шестнадцать лет, если бы это от тебя зависело? - Тебе? Тебе бы выдал! Ведь ты водишь хорошо уже года три это точно. Вот вырастишь и добивайся, что бы выдавали права на автомобиль с шестнадцати лет. – Посоветовал папа, а что он мог ещё мне сказать… Мне, конечно, это будет уже не надо. А вот может детям или внукам пригодится, подумал я. Хотя сегодня я понимаю, максимум лет через десять за руль посадят роботов и права потеряют свою актуальность. Что поделать, научно технический прогресс, сделает профессию водителя, вымирающей. Вот вам и за руль авто в ШЕСТНАДЦАТЬ лет. Урал Камень. 18.09.2021г. (7529 лета)

Финансовая поддержка проекта

Яндекс кошелек

№ 410013340913475

 

Банковская карта

№ 2202 2021 7203 4526